Современный танец - понятие относительное, сиюминутное. Каждому периоду
времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые
виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего
времени. Таким образом, современный танец- это танец современный, модный
и актуальный для своего времени. Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танец, не имеет стандартов. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в
постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая
различные техники, стили и направления. Танец развивается, появляются
новые стили. Здесь могут быть показаны как прекрасные, так и
малопривлекательные стороны жизни. Так как же и когда появились танцы, которые мы сегодня называем современными?
Первые формы хореографического модерна (от французского moderne –
современный) появились в конце 19-го в начале 20-го веков в Европе и
Америке. У истоков этого направления стоят несколько крупных фигур:
французский педагог, теоретик Франсуа Дельсарт, его последователь,
швейцарский педагог, музыковед Эмиль Жак-Далькроз. Основателями
школы танца модерн стали двое американских танцовщиков - Айседора
Дункан и Луи Фуллер. Дункан разработала свободный танцевальный стиль,
где использовались быстрые, выразительные движения тела. Фуллер применил
театральное освещение и костюмы для создания фантастических эффектов. Ведущим
теоретиком 20-х годов стал Рудольф фон Лабан - идеи австрийского
теоретика искусства танца оказали влияние на стили современного танца,
появившиеся в 1920-е гг. Лабан разработал систему записи танцевальных
движений, стремясь более точно выражать различные эмоции и настроения. Явление
модерн-хореография очень сложное. Оно имеет много истоков, множество
направлений и еще большее количество различных причин для своего
появления: художественных, эстетических, социальных, экономических, политических. Но чаще всего рождение
искусства модерн объясняется целым комплексом причин, которые во многом
связаны с появлением новых школ, направлений и стилей. Направления
танца модерн, существующие в первой половине ХХ века, различались между
собой, но было среди них то общее, что их объединяло – отказ от
традиционных балетных форм, разрушение эталонов классического танца.
Причину, вероятно, следует искать в творчестве и произведениях
современных авторов - хореографов, в их стремлении к самовыражению,
постоянном поиске. Один из самых мощных стимулов к творчеству – заявить о
себе как об индивидуальности, о своем понимании жизни и искусства,
личном мироощущении – сокровенное желание художника. По новому увидеть и
воплотить мир в своем творчестве дано лишь таланту и мастеру, который в
стремлении к новому выражает не только себя, но и время. Таким
образом, первая причина рождения модернизма – сама меняющаяся жизнь,
само время в котором живет художник. Каждый исторический период вносил
свой вклад и в хореографию, способствуя формированию её выразительных
средств. Но в конце 19-го в начале 20-го века на балетном искусстве
сказался общий кризис культуры, который привел к разрушению эстетики
хореографии как искусства высоких идеалов и гибели многих европейских
балетных театров. Это был крах веры в разум и гармонию. В первой
половине ХХ века широкое распространение получила теория элитарной,
массовой культуры, Многие западные хореографы откликнулись на эти идеи.
Начали развиваться собственные школы современного танца.
Вторая причина – закономерности внутреннего развития хореографии.
Стремление к совершенствованию выразительных средств вывело хореографию
на сцену, и процесс её развития пошел быстрее. Хореография начала свое
развитие с подражания реальной жизни. Постепенно танец все больше
удалялся от первоосновы жизни и приобретал обобщенно – условный
характер, наполняясь символами, знаками, кодами. Хореография научилась
одним штрихом, деталью показать целое (руки как рога); она собрала
большой фонд лексики и рисунков, движений с эмоциональной окраской. В 19
веке образовывается система классического танца, язык которой
совершенствовался, обогащался, разрабатывался и стал способен решать
задачи поставленные временем. В конце 19 века этот язык не мог отвечать
требованиям изменившейся жизни, так как он рисует образ человека, вера в
которого уже потеряна. Начался поиск новых форм и средств выражения,
началась эпоха разрушений. «Мы чувствовали звериный голод, хотелось
как-то скорее «растолкать» то, что было вокруг нас. Я имею в виду
запреты» - французская балерина – хореограф Карин Сапорта.
Танец постмодерн впервые появился в 1960-х гг. в Нью-Йорке. Термин
относится к различным экспериментальным формам современного танца,
которые исполняются в необычных местах. Многие постановки строятся по
принципу хэпенинга, где действие развивается алогично, случайно,
неожиданно даже для самих постановщиков. Пост-модерн включает в себя
использование импровизации (когда танцоры изобретают движения
непосредственно во время исполнения), речи, видео и т.д. Хореографы
обращаются к другим видам искусства: музыке (полифония), кино (монтаж,
рапид), скульптуре (позировки). Элитарный модернизм исчерпал себя,
приелись негативные краски и эмоции. Сформировавшийся в музыке рок стал
феноменом жизни и определил её образ. Постмодернизм обращается к
простым, обыкновенным людям, которые все больше приобщаются к культуре.
Популярен лозунг «Элитарное искусство – для всех!» или « Это может
сделать каждый!». Постмодернизм отказался от сложных художественных
иносказаний, метафор, часто от образа, нередко используя простые символы
(«Жизель» М.Эк). Все желающие могли заявить о себе, обратить на себя
внимание, выделиться любыми средствами. Так в хореографию пришли люди,
которые не умели танцевать, и стало трудно отличить находки от подделок,
оригинал от пародии, талант от бездарности. Однако в постмодерне больше
положительного – он идет к человеку, а не от него.